Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анонимном социологическом опросе оценки качества работы учреждения социальной сферы.
Друг или враг? по имени «Горшок»...
Как часто столь обыденная, но столь важная для развития и становления малыша ситуация становится для молодых мам проблемой – сделать так, чтобы малыш своевременно и бесконфликтно «подружился» с горшком, не упустить удачное время и не отпугнуть малыша задача не такая легкая, как может показаться на первый взгляд. Не существует определенных временных нормативов, следуя которым можно было бы с уверенностью сказать, в каком именно возрасте ребенок должен овладеть данным «искусством». Тогда, когда ребенок научился сидеть? стоять или ходить? Когда пошел в детский сад или когда вы устали от пеленок и подгузников? В полгода-год-полтора-два?
Не существует общих стандартов, каждый малыш индивидуален и неповторим, и даже в таких «мокрых» делах не похож ни на кого вокруг. А ваша задача – наблюдать и чувствовать своего малыша, научиться понимать его уже в таком хрупком и бессловесном возрасте. Давайте остановимся на нескольких общих правилах, которые помогут вам справиться с данной задачей оптимально быстро и безболезненно:
- Во-первых, запомните – если ваш ребенок приучен к памперсам, ему понадобится несколько больше времени для освоения горшка. Потому позаботьтесь о том, чтобы сначала отучиться малыша от подгузника, а уж затем, приучать его к новому другу. Объяснение данному явлению весьма банально и просто – находясь в подгузнике, малыш попросту не знаком с реакциями своего тела, ему неведомы физиологические процессы, которые должны сопровождаться хождением на горшок и он совершенно не понимает, зачем и что вы от него требуете.
- Во-вторых, горшок должен быть рядом, под рукой, он должен быть знаком и понятен и не пугать малыша, не вызывать негативные эмоции или чувство обязанности. Он должен стать для малыша другом – понятным, знакомым и интересным, потому для начала пускай он хотя бы появиться в его поле зрения для ознакомления, затем – для манипуляции, а уж после того – для непосредственного использования.
- В-третьих, чтобы упростить процесс желательно, чтобы на малыше во это время было минимум одежды – проще всего, когда это происходит летом и вы находитесь дома. Кроме того, вы весьма облегчите себе жизнь, если на данный период жизни вы по-максимуму освободитесь от ковровых покрытий и подружитесь со шваброй.
- Наблюдайте за малышом, прислушивайтесь к нему и постарайтесь сделать процесс посадки на горшок простым и своевременным. Зачастую, детки сами дают вам подсказки – внезапное затихание или наоборот напряжение, кряхтение или покраснение свидетельствуют о том, что ваше чадо что-то в этот момент совершает – не упустите момент.
- Предлагайте горшок сами в логичных на то ситуациях – до и после прогулки, сна, еды. Физиологические циклы ребенка закономерны и предсказуемы, надо просто уделить этому процессу немного больше своего времени, чем обычно.
- Создайте расслабленную, спокойную обстановку для столь интимной ситуации. Не забывайте, что хоть он еще всего лишь малыш, навряд ли ему будет приятно делать «это» на глазах у ваших гостей, соседей, незнакомых людей. Дайте ему расслабиться и никаких принуждений!
- Не стоит использовать слишком яркие, расписные, музыкальные горшки – они с, одной стороны, являются лишним отвлекающим фактором, который может привести к смещению фокуса внимания от его непосредственной функции на игровую, с другой – закрепившийся рефлекс может привести к трудностям в дальнейшем более взрослом возрасте в процессе перехода от горшка к унитазу.
И вот, казалось бы, еще одна вершина взята, но тут нас может поджидать еще одна распространенная ситуация, когда проблема снова возвращается спустя некоторое время. На это есть свои психо-физиологически обоснованные и возрастом обусловленные причины: возможно к вам пришел очередной возрастной кризис (1 или 3 года), физиологические изменения – зубки лезут, простуда, температура, психологические – период эмоциональных всплесков (в садик пошли), внутрисемейных изменения – всё это может послужит толчком для сбоев в развитии малыша.
Терпение, терпение и еще раз терпение. Минимум негатива и максимум похвалы, когда малышу удается задуманное! Не принуждайте, а поощряйте, создайте ауру позитива и это рефлекторно приведет к появлению положительных эмоций в ответ на появление знакомого предмета и правильного с ним обращения. Малыш сам научиться получать удовольствие от того, что он познает себя, окружающий мир и гордость от своей самостоятельности и умения управлять собой. А от вас – его проводника и помощника, большего человека в его маленькой новой жизни – будет зависит его успешность, благополучие и счастливое детство.
В успокоение себе помните – если вы одолели данную ситуацию в первый раз, во второй будет намного проще проще и быстрее.
Психолог, руководитель Детского сада «Апельсин»,
Татьяна Костерина.